title
Description
Body
Эх нафлудили-то.
Вернусь к теме православных традиций и евангельских мотивов в творчестве русских деятелей культуры.
Н. Н. Ге
"Христос в гефсиманском саду"
"Что есть истина?"
"Совесть"
"Распятие"
«Я долго думал, зачем нужно Распятие...— для возбуждения жалости, сострадания оно не нужно... Распятие нужно, чтобы сознать и почувствовать, что Христос умер за меня... Я сотрясу их все мозги страданием Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться»…
Н. Ге
"Голгофа"
"Выход в гефсиманский сад"
"Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы".
Борис Пастернак
"Вестники воскресения"
Добавлено спустя 8 минут 23 секунды:
Вот здесь можно почитать, какую эволюцию претерпел образ распятия в картинах и эскизах Н. Ге.
Неактивен
Архип Куинджи "Христос в Гефсиманском саду"
к слову об ОПК... для человека совершенно не знакомого с евангелием название картины ни о чем не говорит. Что за сад? Что он там делает?
Фигуры в темноте сложно разглядеть.
Для знакомого с сюжетом ясно - это Христос и солдаты, пришедшие его арестовать.
У Куинджи практически нет картин с "сюжетом" несколько портретов и пейзажи-пейзажи... Главные действующие лица на его пейзажах, это свет и тьма.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
Ев, от Иоанна, гл. 1;5
Неактивен
Алёша,опять ты перепутал свадебный форум с поповским,если у тебя недержание,как у Тульновой,выкладывай ссылки на ваш сказочный еврейский бред,не перегружай форум
Неактивен
shell пишет:
Вячеслав Абышкин
ты посмотри картинки - как мрачно в ихнем мире
стадо должно быть в страхе
Неактивен
бородатые шарлатаны веками работают со стадом по проверенной технологии кнута и пряника
Неактивен
shell пишет:
как мрачно в ихнем мире
У Куинджи мрачно. У Иванова светло. У Врубеля загадочно.
Вячеслав Абышкин пишет:
ты перепутал свадебный форум с поповским... не перегружай форум
Здесь есть соответствующий раздел. В нем и пишу.
Ворум не свадебный, а семейно-свадебный. Обсуждается масса вещей, к свадьбе не относящихся.... если вдруг ты этого еще не заметил....
А тут связь очевидна.
Обучение детей - предмет ОПК - зачем он нужен и в какой форме.
Неактивен
Наше всё - Александр Сергеевич Пушкин
Он не не был таким горячо верующим, как например Гоголь. Часто выдавал пасквили на церковь и попов. Иногда религиозные раздумья снова его цепляли.
В любом случае, в его творчестве достаточно отсылок к реалиям русской религиозной жизни - "говение", "троицын день", "пенье на крылосе"... ну и т. д. и т. п.
Хотя в обществе за ним закрепился статус "афея" (атеиста) - случались моменты глубоких религиозных переживаний.
«Я читал Библию, от доски до доски в Михайловском, когда находился там в ссылке, читал даже некоторые главы своей Арине, но и ранее я много читал Евангелие. Хотите ли, чтобы я сделал вам одно признание? Я как-то ездил в монастырь Святые горы, чтобы отслужить панихиду по Петру Великом… Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу – это был Иезекииль. Я прочел отрывок, который перефразировал в «Пророке». Он меня внезапно поразил, он меня преследовал несколько дней, и раз ночью я написал свое стихотворение; я встал, чтобы написать его; мне кажется, что стихи эти я видел во сне…
Иезекииля я читал и раньше; на этот раз текст мне показался дивно-прекрасным. Я думаю, что я лучше понял его. Так всегда бывает со Священным писанием: сколько его не перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется… »
результат:
ПРОРОК
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Вот о собственном юношеском атеизме.
БЕЗВЕРИЕ
О вы, которые с язвительным упреком,
Считая мрачное безверие пороком,
Бежите в ужасе того, кто с первых лет
Безумно погасил отрадный сердцу свет;
Смирите гордости жестокой исступленье.
Имеет право он на ваше снисхожденье.
С душою тронутой внемлите брата стон,
Несчастный не злодей, собою страждет он.
Кто в мире усладит души его мученья?
Увы! он первого лишился утешенья!
Настигнет ли его глухих судеб удар,
Отъемлется ли вдруг минутный счастья дар,
В любви ли, в дружестве обнимет он измену
И их почувствует обманчивую цену:
Лишенный всех опор, отпадший веры сын
Уж видит с ужасом, что в свете он один,
И мощная рука к нему с дарами мира
Не простирается из-за пределов мира...
Напрасно в пышности свободной простоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет Божества, а сердце не находит.
Есть у него стих - перефразированная молитва Ефрема Сирина, которая часто звучит в храме во время великого поста.
* * *
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество Божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
В день своего 29-летия Пушкин пишет свой "крик отчаяния"
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Митрополит Филарет московский пишет ответ-перефраз:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал;
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забытый мною,
Просияй сквозь сумрак дум!
И созиждется тобою
Сердце чисто, светел ум.
Пушкин отвечает - пишет "Стансы", посвящая их митр. Филарету
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
Вот статья о Пушкине и религиозности николаевского времени.
Неактивен
brat_chik
я вот посмотрел , кто на этих трех страницах что написал.... кроме тебя и твоих "друзей" здесь никто не отписался....
единственная Breez за все время одно сообщение оставила... никому ты не нужен со своей тягомотиной... все это очень далеко от реальной жизни....
Неактивен
ну все, судьи вынесли вердикт. не нравиться, не читайте, так же вы любите писать.
Одно из моих любимых стихотворений Пушкина. Интересно про предисторию.
Неактивен
Ну, уже минимум четырём людЯм это нравится - значит буду выкладывать потихоньку...
.........................................
Ну и вы, "друзья", хоть и в полемике, но прикоснетесь к русской культуре...
Неактивен
а как вообще совместимо слово "культура" со словом "религия " ?
ведь это же по природе своей антагонизмы....
культура неотделима от образования, а образование - враг религии - это знают все...
Неактивен
бассик пишет:
образование - враг религии - это знают все...
а у марсиан по восемь щупалец на носу - это знают все...
довольно дешевая риторика
... ... ...
Вообще-то вплоть до 17-го века наука, образование и культура развивались в религиозных центрах.
Позднее наука вышла из под ведения религии, а мир искусства активно "эксплуатировал" религиозную тематику.
Добавлено спустя 34 секунды:
это знают все
Неактивен
brat_chik пишет:
Вообще-то вплоть до 17-го века наука, образование и культура развивались в религиозных центрах.Позднее наука вышла из под ведения религии, а мир искусства активно "эксплуатировал" религиозную тематику.
искажение действительности... причем злонамеренное....
Добавлено спустя 30 секунд:
brat_chik пишет:
а у марсиан по восемь щупалец на носу - это знают все...
офигеть... я не знал...
Неактивен
Есть еще такой момент.
Деятели искусства, не обязательно являются убежденными христианами (мусульманами, язычниками...), но в своем творчестве они используют религиозные образы, которые распространены в их культуре.
Есть два противоположных явления. Когда для иллюстации каких-то духовных явлений берутся бытовые образы - это притча.
А бывает наоборот. Художник (писатель, поэт...) хочет описать какие-то человеческие проблемы, но считает выразительным какой-то религиозный образ.
Не зная образа - не вполне поймешь и художника.
Хороший пример - «Увертюра. 1812 г.» Чайковского
http://www.youtube.com/watch?v=Id-zGCTT8DQ
Увертюра - не абстрактное музыкальное произведение, она похожа на текст, понять который можно только зная смысл отдельных слов.
Вступление - музыка молитвы «Спаси Господи люди Твоя».
В центральной части слышна борьба двух тем – «Марсельезы» и казачьей песни «У ворот, ворот батюшкиных».
Окончание – тема казачьей песни накладывается на тему Марсельзы, звучат пушечные выстрелы. В этой теме войны снова проходит молитва «Спаси, Господи», звучит колокольный звон и гимн Российской империи «Боже царя храни».
Чайковскй предполагал, что слушатели знают предысторию всех этих музЫк.
"Знает" - не обязательно является православным верующим, французским республиканцем, казаком или монархистом.
Неактивен