title
Description
Body
Здравствуйте, дорогие мамочки! Я новичок. Почему-то не нашла такой темы, как кризис трех лет и как его пережить)) Может, кто-то поделится опытом? У нас пока терпимая ситуация, но интересно знать разные мнения.
Дочери сейчас 2 и 8, месяц назад появилась фраза "Не хочу, не буду", вообще резко, в один день. И теперь регулярно это выслушиваем. Склонность все отрицать (говорить "нет" неважно по какому поводу) уже после двух лет была, я подумала, что кризис раньше начался. Но это были цветочки. А теперь и на руки лезет, месяца два уже, до этого практически не сидела - посидит полминутки и сама просится вниз. И везде - отрицание. "Сейчас пойдем гулять" - "Не пойдем" - "А мама уже пошла" - "Не пошла" и т.д.
Неактивен
Вот, понравилось http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0144.shtml
Почему трехлетка делает все наоборот?
Кризис трех лет. Трехлетний ребенок взял вдруг манеру делать все наоборот. Спрашивают его: "Какого цвета твоя рубашка?" Отвечает: "Красного!" Хотя рубашка зеленая, и он прекрасно это знает. Включается в игру "Съедобное-несъедобное" - тоже сюрприз. Все, что принято есть в человеческом обществе, "отвергает". Зато демонстративно хватает мяч, когда ему предлагают "полакомиться" стулом или рваными ботинками. И руки не моет после улицы, хотя знает: с грязными руками его за стол не посадят. Откуда такая вредность?
Секрет вредности малыша объясняется кризисным возрастом. Родители, как правило, знают о подростковом кризисе и о возможных сложностях поведения подростка. Но маленький ребенок может вести себя похожим образом - только с "другим размахом". Как и подросток, трехлетка испытывает желание перекроить мир на собственный лад, подвергает испытанию привычные нормы поведения и проверяет на прочность психическую устойчивость взрослых. Правда, арсенал средств у него ограничен. Препирания, речевая "вредность" - то, что ему по силам. Тем более что он совсем недавно освоил речь и продолжает выяснять ее возможности.
По отношению к малышу кризисного возраста от взрослого требуется выдержка и спокойная требовательность в выполнении правил повседневной жизни. Руки перед едой надо мыть. Шапку в ветреную погоду надевать и не бегать перед сном босиком по полу с чистыми ногами. Требования к поведению должны четко формулироваться, и в их исполнении взрослый должен быть последовательным. Нельзя сегодня запрещать есть грязными руками, а завтра не обратить на грязные руки ребенка внимание, ничего "не заметить".
Но для благополучного преодоления духа противоречия, "вселившегося" в трехлетку, нужны и особые меры, учитывающие психологические особенности и проблемы возраста.
Малышу нужно читать как можно больше текстов, в которых обыгрывается переворачивание привычных ситуаций. Классический пример - "Путаница" К.Чуковского. Много подобных стишков в фольклорных подборках для малышей, в переводах английских текстов для маленьких.
Кроме чтения, при любом возможном случае, опережая возникновение конфликтных ситуаций, нужно предлагать трехлетке игру под названием "Делай все наоборот": "Давай сегодня делать все наоборот. Я тебе буду говорить: "Антоша, а ну-ка не мой руки!" А ты возьмешь - и помоешь! Я тебе скажу: "Антоша, мы не идем гулять!" А ты что должен делать?" И т.д. Ребенку условия такой игры невероятно нравятся. Они отвечают его внутреннему состоянию. От взрослого же требуется изо всех сил хмурить брови и деланно возмущаться: "Нет! Вы только посмотрите! Мы не идем гулять! А он уже оделся! У нас все садятся за стол с грязными руками! А он зачем-то их помыл!" Выдерживаемая взрослым игровая позиция вызывает у ребенка восторг.
Но он попадается в собственную ловушку: делая "все наоборот", удовлетворяет действительным требованиям взрослых. Чтобы игра не приелась, в нее время от времени нужно вносить новые элементы: например, мальчика называть девочкой, маму - папой, собачку - кошкой, птичку - рыбкой: "Сейчас наша девочка Коля будет собираться на прогулку и оденет вот такую красивую юбочку!" (На самом деле ребенку предлагаются привычные джинсы.) Или: "Ой, какие рыбки уселись на дерево у нас под окном! Перед тем как лечь в кроватку, их нужно обязательно пересчитать!" Можно прибавлять ко всем именам существительным уменьшительные или увеличительные суффиксы: "Мы сегодня за обедом будем есть не суп, а супище, не котлету, а котлетищу! На прогулку оденем не ботинки, а ботинищи, не куртку, а куртище"! Говорить новообразованные слова нужно "толстым" голосом, усиливая эффект преувеличенных размеров предметов. В некоторых ситуациях можно предложить ребенку вообще не использовать слова и поиграть в "глухонемых" - объясняться с помощью мимики, жестов и движений губ. Такой прием заставляет малыша постоянно следить за поведением взрослого, угадывать его желания и предложения. Это своеобразная игра в загадки. Разгадкой, наградой за внимательность становится правильное выполнение требований. А ведь именно это и нужно родителю!
Что происходит в результате приобретения подобного игрового опыта? Некоторое время назад ребенок открыл для себя возможность противоречить с помощью речи. А взрослый помогает ему продвинуться в этом открытии дальше: оказывается, противоречия могут смешить! Так в ребенке пробуждается чувство юмора. Малыш пытается изменить привычную картину мира, называя красное зеленым. Еще интереснее вместе придумывать новые слова. Речь от этого становится выразительней, а жизнь невероятно разнообразится. Малыш не желает подчиняться требованиям, выраженным обычным языком. Пусть руководствуется языком жестов. Такие упражнения очень полезны, развивают эмоциональность и телесную выразительность.
Иными словами, то, что было поведенческой проблемой - вредность трехлетки, - становится катализатором речевого развития, работает на обогащение речи малыша. Взрослый, что называется, всего лишь должен "поймать момент".
Автор: Марина Арoмштам
Неактивен
Вот сложновато еще с таким маленьким договориться на целый день: "Давай будем делть так". Но единично получается. "Не хочешь гулять - сиди дома, а мама с мышкой (котиком, лисичкой...) пойдет погуляет". Типа такого.
Неактивен
Еще у ребенка всякие страхи появились. Может, это тоже связано с кризисом 3х лет, не знаю. Никогда вроде не пугали. Но я осваиваю хороший метод по борьбе с ними. Вот, например, дочка боялась влезать на веревочную лесенку (хотя лесенки всегда очень любила) и заходить в бассейн (маленький, детский уличный), хотя плескаться тоже очень любит. Я начиталась книжки Анны Бердниковой "Как справиться с капризами", и там очень дельные советы на тему сказкотерапии. Т.е. рассказываешь ребенку сказку про семью мышек (зайчиков, машинок, собачек....), где описываешь основные признаки своей семьи (распорядок дня, вкусы и предпочтения ребенка и других членов семьи, совместный отдых и т.п.). Ребенок мгновенно ассоциирует себя с мышкой (зайкой, машинкой...) малышкой, и соответственно, папу и маму аналогично. И тут уже пошла фантазия. Можно выяснять,чего и почему ребенок боится, почему капризничает или почему ведет себя так-то и так-то, почему сделал то-то, как и почему относится к другим членам семьи и т.д. и т.п. Достаточно описать ситуацию и спросить: "Как ты думаешь, почему мышонок сделал (сказал, испугался) это?" А дальше, выяснив причину, от лица сказочной мамы-мышки разруливать проблему.
Так вот, и с лесенкой, и с бассейном сказки помогли моментально. Ребенку бесполезно говорить просто "не бойся", "это не страшно" и даже "ты смелый". Зато через сказки все сразу понятно.
Теперь дочь часто просит: "Расскажи сказу про мышек". Надо тренироваться
Ну да, и капризы тоже можно так сглаживать (правда, сложнее, у меня пока откорректировать поведение не получалось).
Отредактировано Даша ММ (2014-07-20 07:04:49)
Неактивен
Даша ММ, про детские страхи можно почитать у Захарова. Пишет доходчиво, затрагивает вопросы психотерапии. Страхи возрастные - дело наживное и проходящее. В каждом возрасте определённые страхи, которые при правильном воспитании, нормальной обстановке в семье , адекватном отношении к ребёнку , - постепенно проходят, сменяя друг друга. Дети с неврозами, например, логоневроз (заикание) как правило плохо "перерабатывают" страхи. В коррекции страхов (если их слишком много и они имеют невротическую природу) хороши любые продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, проигрывание и обыгрывание пугающих объектов. На диагностику хорошо сходить к детскому психологу, если ребёнку от 4 лет и дальше есть специальные тесты на страхи и тревожность.
Неактивен
Илона пишет:
Даша ММ пишет:
Ребенку бесполезно говорить просто "не бойся", "это не страшно" и даже "ты смелый"
это и взрослому бесполезно говорить
Что есть то есть
Добавлено спустя 43 секунды:
Анжела-Ярослава
Спасибо, буду знать. Я тоже думаю, что это возрастное, т.к. внезапно возникло.
Неактивен
Даша ММ пишет:
Здравствуйте, дорогие мамочки! Я новичок. Почему-то не нашла такой темы, как кризис трех лет и как его пережить)) Может, кто-то поделится опытом? У нас пока терпимая ситуация, но интересно знать разные мнения.
Дочери сейчас 2 и 8, месяц назад появилась фраза "Не хочу, не буду", вообще резко, в один день. И теперь регулярно это выслушиваем. Склонность все отрицать (говорить "нет" неважно по какому поводу) уже после двух лет была, я подумала, что кризис раньше начался. Но это были цветочки. А теперь и на руки лезет, месяца два уже, до этого практически не сидела - посидит полминутки и сама просится вниз. И везде - отрицание. "Сейчас пойдем гулять" - "Не пойдем" - "А мама уже пошла" - "Не пошла" и т.д.
у нас сейчас это все- один в один (нам 2,11), плюс психи (если раньше прикрикнешь-слушалась и успокаивалась, то сейчас на мои крики- вот так же спорит-
-Алиса, хватит! -нет, не хатит!
- щас по жопе дам! - нет, не дам!, и все в таком духе...
а еще такое чувство что спецом меня до белого коления довести пытается- начнет клянчить- мама-мама-мама.... просто как пластинка, без всяких просьб. Я ей говорю- ну хватит уже, Алис!- а она ноль эмоций: мама-мама-мама... и дома может, и на улице..
мои нервы уже на пределе...
Отредактировано Снежана Денисовна (2014-08-03 13:32:21)
Неактивен
Снежана Денисовна
Моя точно также доводит нас, терпения не хватает на нее. Как правильно вести себя в этих ситуациях, если по-хорошему она не понимает, а по-плохому - только усугубляет ситуацию.
Неактивен
Снежана Денисовна пишет:
-Алиса, хватит! -нет, не хатит!
- щас по жопе дам! - нет, не дам!, и все в таком духе..
Моему 4, и то что ты описываешь у нас сейчас присутствует, причем в острой форме. в три было больше психов из-за 'самостоятельности'...
Неактивен
Ozra
Валечка
а меня уже даже не интересует,что с этим делать, а что можно самой попить от нерваф? так шоб наверняка
Неактивен
Девочки, так кризис 3 -х лет - это же не только плохо! Ваш малыш переходит на новую ступеньку развития, через истерики правда, но всё же - движется вперёд. Он эмоционально отделяется от родителей, формируется "самость". Поэтому и говорит: я сам, яяяяяяя....
Нарабатывайте способы переключения ребёнка на другой объект, например, ребёнок не хочет идти купаться, а вы говорите: мы не будем купаться, пойдём душем поливаться. Давайте иллюзию выбора: ты будешь в ванне плавать или душем поливаться?
Самое главное не быть "как радио": говорить, говорить, а ребёнок не слышит (делает вид, что не слышит). Определите чётко для себя что ребёнку нельзя, а на что можно закрыть глаза. Например, пусть ребёнок хоть оборётся, но через дорогу он идёт с мамой за руку, это же безопасность. А вот когда малыш на площадке, то не нужно его дёргать бесконечными замечаниями , пусть пачкается, ссорится с детьми, говорит плохие слова (дома обсудите)
Любые истерики требуют зрителей, вот и лишите ребёнка зрителей
Неактивен
hetaira, с двухлетками хорошо действует тактика отвлечения, они в этом возрасте "полезависимы", им всё интересно, что находится в поле их зрения. Вот и пользуйтесь этим. В большинстве случаев ребёнка можно отвлечь, переключить их внимание. Это не действует только если УЖЕ начался приступ истерики. Но истерику тоже можно предугадать. Вот на днях гуляем, моя младшая свою подружку бросила и переключилась на старших деток. Та девочка расстроена, но не молчит, что-то говорит моей, хочет в игру увлечь. Проходит время и я вижу, что девочка поставила руки в боки (поза агрессии). Я её маме говорю: сейчас у твоей будет выпад какой-то, (вот тут-то можно было её переключить, поддержать игру) и истерики бы не было. Мама не сориентировалась вовремя, я не смогла, так как за своей смотрела, потому что она на лесенки полезла. Итог: истерика. Вывод: нужно уметь наблюдать и ВОВРЕМЯ подключаться
Отредактировано Анжела-Ярослава (2014-08-03 19:09:34)
Неактивен
Валечка пишет:
Моему 4, и то что ты описываешь у нас сейчас присутствует, причем в острой форме. в три было больше психов из-за 'самостоятельности'...
А у нас "я сама!" началось с двух лет, и к двум с половиной резко куда-то ушло. Я-то думала - вот он, кризис трех лет, просто раньше начался! Какое там! Оказывается, кроме "я сама!" есть еще "не хочу, не буду!"
А вообще сейчас как-то полегче стало с этим (дочери 2 и 10). Зато агрессия какая-то вылезла: кусаться, щипаться, драться... Про издевательства над несчастной кошкой я молчу, это, наверное, норма (себя вспоминаю ).
Неактивен
Мой кстати не издевался никогда... Хотя при этом все приходящие детки нашего возраста (вне завсисимости от пола) всегда таскают бедных наших кошек за все части тела, что те забиваются за диван вплоть до их ухода... Нуууу единственное мой любит одевать шлейку и 'выгуливать' кошек по дому... Когда кошка промахнулась мимо лотка и получала от меня выговор, сын меня еще и отругал видимо по его мнению это жестокое отношение к животным)) я маленькая тоже любила животных)) ды и щас люблю...
Неактивен
Илона пишет:
Снежана Денисовна пишет:
- щас по жопе дам!
мамо, а других вариантов нет?
что так грубо-то?
ууу, вариантов тьма.. это уже когда совсем на Золотую собираться начинаю..
Неактивен
Ольга1979 пишет:
Даша ММ пишет:
Про издевательства над несчастной кошкой я молчу, это, наверное, норма
странные однако понятия норм
Мы с братом маленькие только за хвост и таскали. И говорить бестолку! И цыплят гоняли. Не знаю, может, это глядя друг на друга, подзадоривали?..
Неактивен
это называется синдром отрицание - отрицания - во всей клссике описыется по психологии - это пройдёт
Неактивен