title
Description
Body
Предлагаю вашему вниманию вот такой слайд-фильм с комментариями.
Если что непонятно, спрашивайте.
Любителям похохмить: давайте относится к реллигии и искусству с уважением.
Приятного просмотра!
ЧАСТЬ 1. Разновидности икон.
Самые привычные для нас иконы - это иконы написанные на деревянных досках. Доска покрывалась меловой грунтовкой , а поверх писалось изображение красками из перетертых в пыль минералов. Красная - охра, синяя - лазурит... Фон часто делался золотым. Если не было денег на золото, тогда его делали обычно желтым или красным - цвета солнечного света и огня.
К сожалению, дерево - нестойкий материал. Его коробит от перепадов влажности и температуры, краски осыпаются и очень мало древних икон дошли до наших дней в хорошем состоянии
Это икона архангела Михаила написана Андреем Рублевым.
В Византии широкое распространение получила традиция украшать стены храмов иконами собранными из мозаики.
Мозаика делается из особого разноцветного непрозрачного стекла - смальты.
Изображения на стенах и в сводах храмов делаются с учетом удаления от зрителя. И хотя смотрятся не очень большими, реальный размер бывает внушительным. Глаз может быть до метра в диаметре.
"Творение дня и ночи" - довольно редкое изображение.
Для того чтобы нанести на стену мозаику, необходимо было сделать своего рода эскиз на стене. Черновик. Но некоторые храмы не имели средств на мозаику и делали эти "эскизы" на стенах, не покрывая их мозаикой. Постепенно из этого родилось новое направление церковного монументального искусства - фреска.
Это фрески авторства Феофана Грека.
Фреска пишется по еще сырой штукатурке. Краски глубоко входят в поверхность стены и изображение оказывается очень стойким. Но с такой техникой связан один ньюанс. Писать фреску надо быстро пока не засохла штукатурка. Поэтому фремки отличаются от обычной иконы размашистостью и простотой линий.
Фрески до того прижились в церковной традиции, что почти полностью вытеснили мозаику из внутреннего оформления храмов.
В православии очень широко используются шитые иконы. Это плащаницы - полотна с изображением погребения Спасителя.
Они бывают огромных размеров. Например, 3*5 метров. Для того, чтобы вышить ее крохотными стежками иногда не хватало целой жизни. И в монастырях монахини шили эти плащаницы за два или три "поколения"
Вышитые иконы украшают хоругви - церковные знамена.
Вышивкой украшаются особо торжественные одежды священнослужителей. Это одежды патриарха, украшенные иконной вышивкой.
Поруч - в Византии был элементом воинской одежды. Как и многая другая византийская военная символика перешел в священническое облачение.
На Руси особо широкое распространение получило медное литье.
Дорожная икона - складень.
Резьба по камню
Каменные медальоны
Резьба по кости и дереву.
Кресты, вырезанные монахами с полуострова Афон поражают тонкой работой. Эти - еще далеко не самые филигранные. В некоторых музеях рядом с афонскими крестами кладут увеличительное стекло, чтобы можно было рассмотреть детали.
Миниатюры в церковных книгах.
Как правило, это изображения евангелистов перед началом каждого евангелия.
....................................................................................
......................................................
..............................
Это просто о разнообразии иконописных жанров.
А в следующий раз я прпробую рассказать о происхождении иконописи. Про иконы в катакомбах. И немного о национальных особенностях православных икон из Греции, России, Грузии, Китая, Эфиопии и т. д.
Отредактировано brat_chik (2011-02-03 03:19:33)
Неактивен
Большое спасибо!! Очень понравилось!
У меня вопрос: как правильно хранить иконы? Где нужно располагать иконы в квартире? Что делать, если деревянный оклад начинает разрушаться (крошиться). Где можно отреставрировать в Курске старинную икону?
И очень жду продолжения интересного рассказа об иконах. Особенно о самых популярных в нашем крае! С уважением Ирина
Неактивен
Irineczca пишет:
как правильно хранить иконы?
http://www.gallery-visconti.ru/catalog/ … ravila.php
если не выходит соблюдать все правила, то хотя бы уберечь от воздействия влаги и прямых солнечных лучей. Протирать мягкой тканью и очень аккуратно. Способствует лучшей сохранности рамка со стеклом.
Иконки бумажные лучше беречь от яркого света - а то быстро выгорают.
Irineczca пишет:
Где нужно располагать иконы в квартире?
По традиции, желательно на восточной стене комнаты. Но это не принципиально. Главное, располагать иконы с "уважением" к ним. Не в серванте среди рюмок. как сувенирчик. И не на стене в окружении постеров с рокерами и моделями в бикини. А в каком-то обособленном месте, в углу, на полке... Где перед иконой можно помолиться. Собственно только для этого они и нужны. Это же не оберег и не талисман...
Irineczca пишет:
Что делать, если деревянный оклад начинает разрушаться (крошиться). Где можно отреставрировать в Курске старинную икону?
Если честно, я реставрационных тонкостей не знаю. Знаю только что в дырочки от древоточца льютиз шприца подогретое масло и древоточец мрет.
Реставраторов в Курске тоже, к сожалению, не знаю.
Неактивен
Продолжение. История иконы.
В Ветхом Завете был запрет на изображения. Это было вызвано тем, что все окружающие народы были языческими и любое изображение легко становилось священным. И не в том понимании, как у христиан. А священным само по себе. Изображение (статуя, картина) наделялась божественными чертами и ему приносили поклонение.
Но один "предок" иконы в Ветхозаветной церкви все же был.
Самые главные святыни израиля хранились в специальном золотом ящике - ковчеге завета. А сам ковчег был украшен двумя отлитыми из золота фигурами ангелов.
На этой фреске изображен эпизод израильской истории и ковчег завета, который заносят в скинию. Мы видим изображения золотых ангелов. А вот икон Богоматери, естественно, на настоящем ковчеге быть не могло - это символ. (Как ковчег вмещал святыни израиля, так и Богоматерь вместила в себя святыню - Иисуса)
Это реконструкция ковчега завета с золотыми фигурами на крышке.
Первые три столетия христианство подвергалось гонениям со стороны Римского государства. Когда-то большим, когда-то меньшим. Самым жестоким был террор Нерона. Христиане не имели возможности собираться открыто и искали укромных мест для своих богослужений. Самым подходящим местом в Риме оказались катакомбы.
Катакомбы - это подземные ходы, получившиеся в результате добычи строительного камня. Позднее катакомбы стали использоваться, как подземные кладбища. В каменистых местах, где плодородная почва на вес золота, не было обычая хоронить в могилах, как у нас. Там хоронили в нишах, вырубленных в скале. (Вспомните - Христа положили в гроб, высеченный в скале и отверстие завалили большим камнем).
Трудно было найти место более мрачное и безлюдное. Электрического освещения там не было. А было темно, сыро, тихо и пахло трупами. Туда никто зря не ходил. И это позволяло христианам оставаться незамеченными.
Протяженность ходов римских катакомб около 160 км. там было вполне реально скрыться от римского надзора.
Катакомбы для христиан были не только местом, где можно скрыться от властей, но и местом погребения многих собратьев, погибших на арене римского цирка. Гробницы мучеников пользовались особым почитанием и часто места христианских собраний устраивались около этих гробниц. А потом стала складываться традиция совершать богослужение на гробнице мученика.
В видоизмененном виде эта традиция дошла до наших дней. Богослужение может совершаться или на престоле или на специальном переносном антиминсе из ткани. И в престоле и в антиминсе должна быть частица мощей святого.
Те места в катакомбах, где происходили встречи христиан были часто отмечены определенными символами. Что-то вроде шифровок. Они были понятны христианам, но случайный прохожий увидев на стене такой рисунок не придал бы ему значения.
Одним из основных символов христиан была рыба. Маленькие фигурки рыбок носили на шее, как сейчас носят крестики. Если кто смотрел истоический фильм Сенкевича "Камо грядеши", вспомните - одна тайная христианка догадалась о том, что ее собеседница тоже христианка по тому, что она начертила значек рыбки на муке (или пыли - не помню).
Почему же рыба стала символом христиан? Если написать по гречески "Иисус Христос Сын Божий Спаститель" (Иисус Христос Теу Ийос Сотериос) и взять первые буквы, получится ИХТИС - рыба (греч.)
Вот надпись "ИХТИС" (рыба) на стене катакомб и знак колеса. В спицах колеса как бы скрывается крест.
Вообще вписанный в другое изображение и таким образом спрятанный крест был весьма распространен. Это и крестообразная мачта корабля и якорь с обычной для него крестообразной перекладиной.
Рыба и якорь постепенно стали обычным украшением надгробий на христианских захоронениях в катакомбах. Этим они выделялись из языческих захоронений.
А вот это самое древнее из известных изображение распятия. Не скрытое и никак не "зашифрованное". Это изображение 3-го века найдено в северной Испании. Оно выцарапано довольно небрежно на глиняном черепке. На другой стороне черепка так же неаккуратно написано несколько имен языческих богов. Возможно этот черепок использовался для наглядности в споре между христианином и язычником, а может и для чего-то другого.
На этом изображении видны кресты двух разбойников, лучи света от Спасителя и предстоящие люди с поднятыми (возможно в отчаянии или в молитве ) руками. Здесь видна древнейшая традиция непропорционального изображения. Важное изображается крупнее, второстепенное - мельче. Эта традиция хорошо видна в вавилонской и египетской графике, отчасти она перешла в каноническую православную икону.
Постепенно гонения ослабели. И хотя официально никто не разрешал христианам встречаться для богослужений, на катакомбные собрания Рим смотрел уже "сквозь пальцы". И тогда там под землей некоторые крипты стали уже постоянным местом сбора христиан. Их обустраивали, и расписывали стены разнообразными изображениями
Это сюжеты ветхозаветной истории.
Явление трех ангелов Аврааму.
Здесь Адам и Ева в раю. Изображение еще довольно примитивное. Сделано наспех. Но обратите внимание - виден уже простенький орнамент на сводах - появляется идея художественного оформления мест молитвы. древнейших храмов.
Главным священнодействием христиан было (и есть) причастие. И на древних вресках появляются символы причастия - пять хлебов и две рыбы (на этой фреске всего одна...) Или птица, клюющая фрукты. Чаще всего изображался павлин.
Христиане здесь уподоблялись птицам, которые принимают сладость причастия.
Христа в этот период изображали в основном тоже символически. Чаще всего в виде пастуха. Отсюда берет начало образ Христа-Доброго пастыря, где Он несет на плечах ягненка. Это образ - отсылка к притче о пастухе и потерявшейся овечке. (Матф.18:12)
А вот это возможно самая ранняя из сохранившихся икона Иисуса Христа. Здесь уже есть нимб - окружность вокруг головы , символизирующий свет. Есть надпись из букв Альфа и Омега. Это первая и последняя буквы греческого алфавита.
"Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний." (Откр.22:13)
Это уже полноценная фреска. Христос и пострадавшие в Риме мученики: апостолы Петр Павел и другие...
...........................................................
......................................
Продолжение следует...
Отредактировано brat_chik (2011-02-04 23:57:08)
Неактивен
Продолжение
Синайский Спас
Образ, датируемый серединой 6 в. примечателен тем, что он написан в технике энкаустических фаюмских портретов.
Фаюмские портреты (1в до н. э. - 1 в. н. э.)- это посмертные портреты из северной африки, которые устанавливались на саркофагах на месте лица.
Поражают мастерство древних художников. И умение написать с мертвого лица такой живой и индивидуальный портрет.
То, что Синайский образ написан в технике посмертных портретов может означать, что автор пытался передать именно портретное сходство. Может быть, имелись образы Христа, послужившие образцом для Синайского.... загадка
Есть еще один интересный момент. Лик ассиметричен. Левый глаз написан так, словно бы он заплыл от побоев. Следы от побоев на этой стороне лица отчетливо видны на Туринской плащанице. (Подробно разбирать плащаницу не буду - скажу только, что это возможно единственная церковная святыня, подвергшаяся тщательному анализу со стороны ученых и криминалистов. Возраст плащаницы признан - 1 век. Изображение - не подделка - это след от тела человека, который подвергся побоям и распятию.)
Так вот лик Спасителя на плащанице несет след сильного удара. Этот след воспроизведен в Синайском образе. Этот факт и параллелизм с фаюмскими портретами дает нам право предположить, что Христос действительно был похожим на эту икону.
................
........
продолжение следует...
Отредактировано brat_chik (2011-02-24 10:36:44)
Неактивен
Я не буду вдаваться в подробности истоии иконы.
Остановлюсь только на одном эпизоде, отзвуки которого видны и в современной иконографии.
В 7-9 вв. внутри церкви возникло иконоборческое движение. Его приверженци считали иконы идолами и уничтожали. Борьба иконоборцев и иконопочитателей осложнялась политическими и дворцовыми интригами.
Когда к власти приходили императоры иконоборческого толка, иконопочитателям приходилось туго. Иконоборцы уничтожали иконы и репрессировали их защитников.
Тогда была прославлена Иверская икона Богоматери.
Отряд солдат уничтожал иконы у населения и у одной женщины они нашли большую старинную икону. Желая надругаться, один из воинов ударил копьем и попал в лик Богоматери. Из отверстия в иконе полилась кровь. Напуганные воины сбежали. А женщина скрыла икону... о дальнейших странствиях и чудесах этой иконы (Иверская, она же Вратарница, она же Портоэтисса) несложно почитать в интернетах.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Иверс … икона
Вот тот самый образ со следом от удара копья на щеке.
Потом стали делать списки (копии) с этой иконы и в память о том событии рисовать рану и текущую кровь.
Во времена появления иконоборчества Иоанн Дамаскин написал три труда в защиту икон. Император Лев Исавр приказал отсечь ему за это кисть руки. Иоанну отдали его кисть и он, придя домой стал молиться перед своей домашней иконой богородицы. В изнеможении он заснул. Когда проснулся, увидел, что рука его чудесным образом приросла обратно.
В благодарность и в память об этом событии он отлил из серебра кисть руки и приложил ее к иконе.
В те времена существовала традиция вешать на икону золотые и серебряные привески в виде того органа, который был исцелен по молитве перед этой иконой. У греков такая традиция живет и по сей день.
В русской церкви ручки и глазки не вешают, а вешают на икону свои драгоценности (сережки, колечки, браслеты) в память о чуде.
Когда таких украшений накапливается много - из них часто отливают драгоценный оклад для этой иконы.
А вот с иконой Иоанна Дамаскина произошла такая история. С нее тоже стали писать списки и прорисовывать серебряную руку в память о чуде. И с течением времени образ трансформировался вот в такое изоброжение Богоматери с тремя руками. И называть его стали "Троеручица". Это неправильно. Сейчас иногда стали писать "Троеручицу" с серебряной рукой. Это исторически достоверно.
.................................
..............
Неактивен
Скажите, это кому-то надо?
Также буду очень признателен за конструктивную критику в том смысле, что интересно - что скучно. И что, может быть, осталось непонятным?
Неактивен
Опущу подробности развития иконописного канона.
Родившись в Византии иконы вместе с христианством разошлись по всему миру.
В каждой стране иконопись адаптировалась под традиции этой страны, впитывала её изобразительные приемы.
Спаситель, Богоматерь и святые на русских иконах "немножко русские", на грузинских "немножко грузинские" и т. д. Для нас, привыкших к русской иконописи некоторые иконы из других стран кажутся непонятными, а иногда смешными или искаженными. Надо понимать, что наши русские иконы столь же непривычны для грека.
Однако, можно проследить общие тенденции в православной иконописи, в каком бы народе, она ни родилась.
Вот примеры православных икон из самых разных уголков мира.
Россия
Византия
Болгария
Грузия
Сербия
кажется, Грузия
Копты
Китай
Китай
Эфиопия
Сербия
Византия
Болгария
кажется, Болгария
Грузия
Византия
.......................................................................................
...................................................................
..............................................
.............................
...................
...........
......
...
..
.
Дальше мне хотелось бы поговорить о более интересных и сложных вещах - о символике православной канонической иконы.
О пространстве иконы.
О времени на иконе.
О том, чем каноническая икона отличается от живописной.
Но, если модераторы будут не против, я создам вторую тему, т. к. эта страница уже перегружена изобразительным материалом и просто медленно грузится.
Неактивен
К теме об иконе "Троеручица":
Я недавно вернулся из поездки по святым местам Израиля. Там можно встретить непривычные для нас - русских - традиции. Вот например насчет привесок на иконы.
Во первых, там вешают не только как знак помощи от этой иконы, но и как знак просьбы об этой помощи. Вешают не обязательно драгоценность, но просто любую свою вещь: бусы, очки, часы...
Часто оставляют свои фотографии
Кое-где продаются вместо свечей такие пластинки с изображением рук, ног, младенцев, мальчиков, девочек, домов, глаз, ушей, сердец (даже один раз видел позвоночник как знак того о чем именно человек просит у этой иконы
а в одном месте встретилась традиция, более близкаяе к теме Троеручицы: там подвешивали изображения того, о чем молились из воска в натуральную (или почти в натуральную) величину.
Это нога и какие-то белые штуки - я так и не понял, что они обозначают.
Неактивен