Наши проекты и реклама

Продажа квартир и земельных участков под ИЖС у моря

#1 2011-03-23 18:42:49

brat_chik
Бывалый
Откуда: Курчатов
Зарегистрирован: 2011-01-09
Сообщений: 3314
Рейтинг :   306 | 0
Профиль

Икона - 2: канон, пространство, время...

Продолжаем разговор...

Иконы распространились по самым разным континентам вместе с христианством. И два основных направления христианства - католицизм и православие породили две разных культуры и, соответственно, два разных типа иконописи.

В Католической, а позже католико-протестантской Европе сформировался вполне узнаваемый художественный стиль, как в музыке, так и в изобразительном искусстве. Этот стиль пришел и в Россию и начал замещать постепенно традиционную каноническую иконопись и знаменное пение.

Сейчас, очень упрощая ситуацию, можно все иконы поделить на два типа - реалистичные (те, что сделаны по академическим живописным правилам)
и канонические (те, что сделаны по правилам отнюдь не академическим, а традиционно иконописным)


Реалистичные иконы гораздо более популярны, потому что интуитивно понятны.
А канонические - воспринимаются одними как мудреный шифр, другими, как детская мазня.

Не хотелось бы тут устраивать битву реализма с каноном, но тем не менее, хочется показать достоинства,  непонятного для многих, канонического иконного письма.


Вот пары икон для сравнения.
слева реализм - справа канон (из-за масштаба  у некоторых мониторов будет сверху реализм, а снизу канон)






Благовещение
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/f4/f485192c7b7223cfb9a4fd38458ee226.jpghttp://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/2f/2f5b109fe21b2c7a14de3b9bf1f693c2.jpg


Реализм показывает эмоции. Канон - состояние духа.



Воскресение
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/1e/1ea9458b73dab0a134fadc01196332ab.jpghttp://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/dc/dc68983c26bee54dce8487a252d090f9.jpg

Реализм пытается показать как это событие могло выглядеть. Канон пытается показать, какой в этом событии смысл.



Богоматерь
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/31/31c1fe96febd01cdb0489486080da847.jpghttp://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/f3/f3aabbd9b431f6ad84bb38daf876f266.jpg


Реализм показывает человека, через которого действует Бог. Канон показывает Бога, действующего через человека.


Троица
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/59/59e2d70f7f5cc1ca41892f181e8ea8ef.jpghttp://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/46/469eceb4376f6454d8d08747b53d1e47.jpg


Для реализма важен антураж - пейзаж, складки одежды, светотень. Для канона этот антураж не самоценен. Он только средство для выражения основной мысли. Обратите внимание на откровенную схематичность при изображении цветочков, стола и проч...
.................................
.................

В изображении картин этого мира, безусловно академическая живопись дает сто очков вперед канону. Но в том и дело, что икона пытается изобразить не этот мир, а тот мир.
Реалистичная икона пытается сделать "как бы фотографию" святого. Показать как он выглядел в какой-то определенный момент своей жизни. Но она однозначно попадает впросак пытаясь изобразить древних святых, о внешности которых ничего неизвестно.

Каноническая иконопись делает образ древнего святого с главной целью передать не его внешность, но его дух. И делает это исходя из свидетельств о жизни этого человека, из его поступков, из его книг и поучений.


Даниил. Пророк - поэт.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/70/704d5979d787fc1a90a275e24725be45.jpg







Иоанн предтеча - пустынник и аскет.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/b1/b1490fecb8bcf7fc9f92e2f9ca00fd50.jpg



Пророк Иллия - самый суровый из пророков Израиля.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/ca/ca899d7dd76e83d25dd70fcbf11df081.jpg


А вот изображения того, как Иллия вознесся на небо на колеснице из огня, запряженной огненными конями.
На канонической иконе кусты и горы, как на иллюстрации к сказкам. Но Изображение очень мощное по воздействию на зрителя. Попытки же реалистично изобразить колеса из огня смотрятся довольно слабо.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/a6/a67e4ca05dd65dee92451ac25c9157a9.jpghttp://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/52/5238b09e3be0b133ef0a2e7278d4e96d.jpg

Отредактировано brat_chik (2011-03-23 18:45:17)

Неактивен

 

#2 2011-03-23 19:02:39

brat_chik
Бывалый
Откуда: Курчатов
Зарегистрирован: 2011-01-09
Сообщений: 3314
Рейтинг :   306 | 0
Профиль

Re: Икона - 2: канон, пространство, время...

Время

Есть такие иконы - "житийные". Икона с житием это как бы множество иконо со сценами жизни святого, изображенного в центре.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/b3/b30cfac12dfb46a790dbfde4706bdf46.jpg



Вот детали - вы видите отдельные иконки вписанные в одну рамку.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/89/898e448834ccfff24b7506898010a721.jpg


Но не на всех житийных иконах можно точно определить границы "сцен". Присмотритесь - на нижней и верхней полосе сцены как бы склеены воедино таким приемом. Каждые два соседних события происходят на фоне одного какого-нибудь здания. То-есть несколько разных по времени событий изображены нарочно как бы происходящими одновременно.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/59/59a4dec5fcc7c1f0330e671a8931aff8.jpg


Вот на иконе Преображения Христос и два пророка беседуют с ним на горе Фавор. Ученики не могут выдержать сияния славы и падают, закрывая лица. Сюжет известен из Евангелия.
Но интересны детали. Справа изображены Христос и апостолы восходящие в гору, слева - спускающиеся с горы. Без всяких рамок и границ изображены моменты настоящего (преображение), прошлого (восхождение) и будущего (спуск). Это делается для того, чтобы показать, что слава Христа вне времени и распространяется, как вглубь веков, так и в будущее до наших дней. Что это не какой-то исторический факт, смысл которого умер вместе с участниками тех событий. Что свет преображения светил и жившим до христа и нам, живущим через 2000 лет после тех событий.


http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/68/683928c714cc2e181dd15620edda9e10.jpg


На иконе Успения апостолы изображены дважды - в настоящем иконы - у гроба Богоматери и в прошлом иконы - еще до того, как они собрались у гроба. По преданию, чудесным образом апостолы были собраны из разных стран, где они проповедывали и перенесены в Иерусалим, чтобы проститься с ней. И вот сверху изображены они, поддерживаемые ангелами "в полете" из дальних стран.
Богоматерь изображена трижды. На смертном ложе. Прославленной в Царстве Небесном(в сфере наверху). И в виде невинного младенца на руках у собственного Сына.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/54/54f995de4187a5a9741f35ba2127d242.jpg


Рождество. На этой иконе как прессом собраны на одну небольшую площадку  события из разных мест и времен.
В центре Богоматерь и Младенец в яслях. Внизу справа купают Младенца. Он изображен уже дважды, а это значит соединение двух моментов времени на одном изображении.
Внизу слева - искушение Иосифа. Дьявол в виде старика показывает Иосифу сухую палку и как бы говорит: "не может сухая палка дать плод - и не может дева, не знавшая мужа, родить" Евангелие говорит о переживаниях Иосифа задолго до Рождества, как только Иосиф узнал о беременности Марии. Здесь этот эпизод, как имеющий отношения к событиям "врезан" в основную икону.

Сверху волхвы из стран восточных. Прийти к Вифлеему они должны были примерно тогда, когда Иисусу было около двух лет. Значит здесь они либо современны событиям центра иконы, но на самом деле еще совсем в других странах. Или же они здесь уже в окрестностях Вифлиема, но спустя 2 года после Рождества.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/3a/3a5ccd06a128f6c409787b14bfc5533b.jpg




И, наконец, просто иконы святых.
Логичный вопрос: А какой момент жизни святого изображает икона?
Реалистичная икона будет подражать фотографии и как бы фиксировать внешний вид святого в какой-то момент его жизни.
И реальный святой на такой иконе будет окружен реалиями этого времени. На такой иконе будет виден или пейзаж, или помещение, в котором этот святой находится. Будут детали и предметы, которые существовали в то же время и в том же месте независимо от изображенного святого.

А вот на канонической иконе пейзажей и интерьеров нет - есть просто фон.


http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/02/02beb49811a9c08c866d991568efd529.jpg

Фон этот иконописцы называют "сияние". И делают "сияние" из позолоты или в цветах света или огня - желтым, красным, белым.
Это сияние вечности. Святой изображен не в какой то момент своей жизни, а прославленным в Раю. По сути, любая икона - это посмертное изображение.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/b9/b917ff98c754ca7208809024705981b2.jpg

по этой причине не изображают болезни или увечья, которые святой имел при жизни.

Интересная история вышла с иконой Матроны московской. Она была слепой от рождения и первые ее иконы стали делать, ориентируясь на фотографии - с закрытыми глазами.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/05/05c0f9367a496da898bea86eaa1d39d5.jpg


Но потом иконописное "сообщество" постепенно стало осмысливать этот образ и теперь почти всегда пишут ее иконы с открытыми глазами.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/23/0c/0c1afdec7eb663fdc5b06c687689bbc4.jpg

с чем ваш покорный слуга на пару недель выбывает.  ab  ...

Отредактировано brat_chik (2011-03-23 19:36:52)

Неактивен

 

#3 2011-04-14 13:46:36

aluyka
Бывалый
Откуда: Reverse Side of the Moon
Зарегистрирован: 2009-08-10
Сообщений: 32391
Рейтинг :   1175 | 12
Профиль

Re: Икона - 2: канон, пространство, время...

.

Отредактировано aluyka (2018-12-13 18:06:47)

Неактивен

 

#4 2011-04-26 11:19:37

brat_chik
Бывалый
Откуда: Курчатов
Зарегистрирован: 2011-01-09
Сообщений: 3314
Рейтинг :   306 | 0
Профиль

Re: Икона - 2: канон, пространство, время...

Ага. У меня еще небольшие проблемы с компутером. Но скоро добавлю.

Неактивен

 

#5 2011-04-26 17:16:08

brat_chik
Бывалый
Откуда: Курчатов
Зарегистрирован: 2011-01-09
Сообщений: 3314
Рейтинг :   306 | 0
Профиль

Re: Икона - 2: канон, пространство, время...

Теперь  о пространстве иконы.
Пространство канонической иконы, также как и время, живет немножко по другим законам, чем на обычной картине.
Многие слышали про обратную перспективу на иконе. Это значит, что параллельные линии удаляясь от зрителя будут не сходиться в точку, а, наоборот, расходиться веером. Причем точка схождения окажется на другом конце этих линий. Она окажется примерно на уровне зрителя. Пространство оказывается как бы вывернуто вокруг смотрящего на икону.


Хорошо видно расхождение линий на таких параллелепипидных предметах, как книги


http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/26/65/65af093348cd1c0a6e64e6c2a98103ed.jpg
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/26/e9/e989076f2c433fb7d36c17475b800d41.jpg



Такая ещё аналогия. Если вы будете рассматривать куб, то не сможете за раз увидеть больше трех его сторон.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/26/8c/8cc3fc25a689b3e3282ab9f4ef8a4d2a.jpg



А теперь проведите эксперимент. Возьмите кубик с длиной стороны не более сантиметра и на противоположные его грани поставьте маркером две жирные точки разного цвета. Затем возьмите кубик и поднесите к глазам вот такbf/size]
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/26/04/044ccbd7c13f19906f6132791b4cb1fa.jpg
[size=14]И увидите три грани на одной линии. Получится обхватить предмет взглядом с разных сторон. Только зрение наше не приспособлено для работы на таких коротких расстояниях и кубик с точками будет мутным и искаженным. Икона воспроизводит этот эффект без мути и искажений.
Но не все изображение иконы подчиняется обратной перспективе. В основном, это касается простых геометрических форм и не распространяется на изображения людей.



На этой иконе можно заметить интересный эффект. Пространство и предметы "выгибаются" не только вокруг зрителя, но вокруг некоторых персонажей иконы. Здесь ложе праведной Анны как бы обогнуло тех, кто подошел к ней.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/26/cc/cc379781ea51041402afe931bca7a231.jpg



Есть еще один прием "погружения" зрителя в мир иконы. Иконы принято делать с "ковчегом". Это значит, что в доске иконы делается углубление и по краям остаётся, как бы приподнятая рамка. А плоскость изображения лежит немного глубже. Переход между плоскостями гладкий и создает визуальный эффект окна. Но очень часто изображение намеренно не помещается в плоскости ковчега и выходит на поля. Обычно на поля выходит нимб, крыло ангела, нога или жезл. Некоторые современные художники изобрели этот прием для вовлечения зрителя в картину - картина в таком случае жестко закреплена на стене, а изображение продолжается на рамку и на часть стены.
Но, оказывается, этот прием изобретен иконописцами около 15-ти веков назад и активно используется до сих пор.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/26/68/686df211a286278eda3a2f8a808c5c3b.jpg
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/26/ef/ef4755aa22d5910faf34ea114758f403.jpg

Отредактировано brat_chik (2011-04-26 18:17:39)

Неактивен

 

#6 2011-04-26 18:15:24

brat_chik
Бывалый
Откуда: Курчатов
Зарегистрирован: 2011-01-09
Сообщений: 3314
Рейтинг :   306 | 0
Профиль

Re: Икона - 2: канон, пространство, время...

Вот снова икона рождества Богоматери. Обратите внимание на детали... Младенец - Мария изображена два раза - там, где ее качают на  кроватке, и там где ее готовят купать. Смотрите, как женщина проверяет температуру воды тыльной стороной руки (мамы поймут ab. С девочкой играют чем-то вроде разноцветного веера. Папу обычно не пускали на такие мероприятия, как роды, но посмотреть то хочется - он подглядывает из окошка сверху.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/26/c1/c162097bb7e703176e875fafe7592971.jpg




То же выгнутое ложе. "Вывернутая" кроватка и лавка купающей... Золотой фон... Вот интересная деталь - две архитектурные конструкции справа и слева, между которыми натянута красная ткань.
На самом деле это не две конструкции, а одна, изображенная дважды. Это дверь, вход в помещение. Справа - это дверь вид изнутри, из помещения. А слева - это вид на тот же вход, только с улицы. Хотя геометрия может не совпадать...
Красная ткань протянутая со входа-вид-изнутри на вход-вид-снаружи называется "велум". Велум всегда означает, что действие иконы происходит внутри помещения, а не на улице. Думаю, что знак велума происходит от обычных для востока и юга тентов, но это мои личные домыслы.
Итак любой интерьер комнаты изображается с помощью двух башенок и велума.

А вот для сравнения, тот же сюжет, но выполненный в реалистичной технике. Изображение перегружено стенами, потолком, полом, колоннами и сводами. Действующие лица теряются.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/26/a6/a6e3d35783ed9de1fc5bfbbfa536506e.jpg


Одно из основных правил канонической иконы - иерархия детализации изображения. Здания, стулья и проч... изображаются крайне схематично и нарочито небрежно. Чуть более тщательно прорабатываются фигуры. И наиболее тщательно прорисовываются лики святых.
То, что непринципиально для сюжета иконы, часто намеренно делается нереальным искаженным - это хорошо видно в фантастических архитектурных формах на иконах.



Вот еще велум на иконе Благовещения. Богоматерь увидела архангела - веретено выпало из ее рук. Кстати, о руках - существует язык жестов на иконе. Открытая ладонь обращенная к зрителю означает доверие.
Немного о жестах на иконе http://blagotvor.ru/index.php?name=page … amp;id=648
На этой иконе интересно подножие Богоматери. Оно "подогнано" под фигуру Богоматери, а не под пол и силу гравитации...
В реализме есть земля, на этой земле стоит стул, и под этот стул подгоняется фигура святого. Его положение обусловлено внешними условиями. Здесь - нет. Здесь есть динамическая поза, есть жест. А вся прочая неодушевленная реальность подстраивается под святого.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/26/42/427afd48ec44fcc18c5da0b5aa8b6d0b.jpg
[size=16]

Это икона тайной вечери. Она происходила в закрытом помещении - на это опять указывает велум.
Надо, правда помнить, что традиционное изображение тайной вечери не вполне исторично. Иудеи не сидели на лавках, а возлежали на ковре по восточному обычаю. Поэтому слова, что Иоанн "возлежал на груди Иисуса" здесь переданы вот такbf/size]
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/26/f0/f0ad3e73f2fd66ffefaf914337964fd0.jpg
[size=16]на самом деле полулежали - полусидели и тогда слова об Иоанне понятны.
примерно вот такbf/size]
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/26/89/897b43bd39e93d52790d4f8f8bd54d07.jpg

Вот тоже сравнение реализма и канона. В плане историчности выигрывает реализм, но ...

Неактивен

 

#7 2011-05-28 16:14:44

brat_chik
Бывалый
Откуда: Курчатов
Зарегистрирован: 2011-01-09
Сообщений: 3314
Рейтинг :   306 | 0
Профиль

Re: Икона - 2: канон, пространство, время...

У иконного изображения есть такое правило: чем важнее объект, тем тщательнее он прорисован.
А предметы второстепенные изображаются без деталей и, часто, нарочно неправильно.

В некотором смысле, в фотографии такая "иерархичность" изображения достигается за счет малой глубины резкости и размытия заднего плана.

Здесь размытия нет, но есть упрощение. Фон напоминает декорации. Это касается деревьев, зданий, гор, рек...

Вот, например, дерево. По Библейскому тексту, встреча Авраама с Троицей происходила в мамврийской дубраве. Но изображенное дерево - вовсе не дуб.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/eb/eb545d869fc0cdd6c472cf2d7bed0f32.jpg
Вот опять не дуб.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/ec/ec3ac1189da44d7acf917d0e92aad26d.jpg

Это всего лишь знак дерева. (Может кто-то смотрел фильм Догвиль) И хотя этот знак не несет какой -либо ботанической информации, он может быть очень выразительным.

Вот здесь это отчетливо видно: знак гор, знак дерева и знак города.
Контур горы очень хорошо подчеркивает движение процессии.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/ee/eeff4cfab8f4343202ebf03250410cf2.jpg
Здесь, на иконе сошествия во ад, форма гор выражает ущелье "схождение в преисподняя земли"
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/a4/a4e5dd9ab96df3a536a77194ee9f102e.jpg


Здесь еще более явно показано, что весь пейзаж выполняет лишь вспомогательную функцию. Горы на этой иконе работают как разделители поля иконы на несколько сюжетов. Сюжеты прошлого, настоящего и будущего (об этом я писал во "времени иконы")
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/31/3132e1b755acd6594a4a74ca87228230.jpg

Здесь горы, словно подножия для Христа и пророков. Опять же изображение гор здесь  передает не внешний вид Фавора, а его предназначение.


http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/ad/ad379964eaa844dbd418c567a8bdbf5f.jpg
Обратите внимание на то, как изображен свет, идущий от Христа. Здесь не внешний вид (как у лампочки), но передано действие света. Свет, который режет глаза простым людям. На этих иконах изображен необычный объект - мандорла - темный круг за изображением Спасителя, но о его символике позже.


А на этих иконах  "схемы" реки и озера.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/c7/c788ff6d90f5e9a66226fb7590a381f7.jpg

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/fc/fc0cdfd2af32753866cb8d4f19f877af.jpg

Отредактировано brat_chik (2011-05-28 16:16:43)

Неактивен

 

#8 2011-05-29 14:39:09

brat_chik
Бывалый
Откуда: Курчатов
Зарегистрирован: 2011-01-09
Сообщений: 3314
Рейтинг :   306 | 0
Профиль

Re: Икона - 2: канон, пространство, время...

Иконография ангелов


Прежде чем говорить о иконографии ангелов, нужно определиться как же они на самом деле выглядят. Расхожее мнение рисует ангела, как человека с крыльями. Можно задать вопросы - как крепятся кости крыльев к позвоночнику? Получается, что у ангела 2 плечевых пояса? А какой тип оперения? И т. д.

Согласно христианскому учению, ангел - дух. Он нематериален, а потому не имеет формы. Но он может принимать тот или иной образ для явления людям. Как формируется этот образ - только ли в голове зрителя, как галлюцинация, или формируется на время какой-то материальный предмет - неизвестно. И богословие это не рассматривает.

Итак ангелы сами по себе - безОбразны. Но люди в разных ситуациях видят их по-разному. Из Библии мы знаем, что были явления в виде юноши (без всяких крыльев), в виде огня, в виде столба дыма. Ангелы являлись людям в мистических видениях в таких образах и формах, которые трудно было и передать словами. Многокрылые, огненные, исполненные очей…  любая попытка передать это с помощью красок ведет к упрощению.



вот неплохой обзор об истории образа ангела
http://www.borisbernstein.com/mozaic_angels.asp


Человеку легче обращаться и представлять себе именно человекообразный образ, а не столб дыма. Поэтому основным типом изображения ангела стал юноша (иногда - воин)
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/2d/2d914351f05144d590d3db12138d5131.jpg

а вот и другие образы. В видении Исайя видел огненных существ с шестью крыльями "двумя покрывали лица свои, двумя - ноги, а двумя летали"... Что это? полностью сокрытое огненными крыльями  от взора пророка... клубок огня...

В иконографии этот описание вылилось в образ шестокрылого серафима. (Серафим переводится как "пламенеющий")

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/91/91bbab84589cd810d0769be7e405fca5.jpg

Вот те же серафимы, окружающие Бога.
Если присмотреться, в четырех углах иконы в лучах света изображены другие ангелы. Это херувимы. Крылатые существа с головами льва, орла, быка и человека. Тоже образ из экстатического видения пророков.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/e6/e68ff4cd46a0d1038edcbcb6db4ca31e.jpg

Кстати, херувимы имеют прямую аналогию с керубами и сфинксами и крылатыми быками Вавилона.
Здесь может быть два мнения. Можно считать, что это синтетический, искусственный образ, порожденный человеческой фантазией. Пазл из самых могучих животных, которых видели люди. А дальше этот образ кочевал из одной мифологии в другую.  А можно считать, что были реальные видения пророков. Реальный мистический опыт, который невозможно выразить простым языком. И опять же чтобы хоть как-то показать величие увиденного, создавался этот образ сфинкса-херувима. И далее кочевал из народа в народ. А может ангел в видении реально принял форму наиболее могучего мифического существа тех времен... Теперь невозможно сказать.
Одно можно сказать определенно. Православие не считает, что у херувимов шесть крыльев, на которых растут глаза. Ангел - дух. А это лишь символ, знак, для того чтобы передать его величие, стремительность, всевидение...

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/f1/f1115fcc2e0f992183afd4d26e2287a2.jpg

На иконе Спасителя на престоле, если присмотритесь, можно у подножия увидеть такие колесики с крылышками. На этих колесах много глаз. Это ангелы носящие престол Божий. Для меня это самый яркий пример того, что изображение ангелов не следует понимать буквально. Здесь огненный круг с крыльями и исполненный глаз - это описание столь же далеко от истинной природы ангела, как знак бесконечности от самой бесконечности.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/29/0b/0be86f297f44b90145eb54e5dbcc66d8.jpg

................................
.......................
.................


В европейской традиции образ ангела претерпел сильные изменения. Из великого духа он трансформировался на картинах вот в таких пухлых младенцев, которым хочется сказать "ути-пути".

Наложение этого европейского образа на образ херувима породил и вовсе чудовищных гибридов - младенческая голова с крылышками из шеи. И печально, что даже многие христиане считают, что ангел выглядит именно так.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/29/01/01e40765c32ca2086477dfb5a0098403.jpg


Итак, образ ангела - это некая схема, набор знаков. С другой стороны, воспоминание о том, какими их видели люди.

Самое распространенное изображение ангела в виде юноши в священнических (часто диаконских) одеждах. Или юноши -воина. За спиной его изображены орлиные крылья - это знак стремительности в исполнении воли Божьей.
Кстати, часто Иоанна предтечу тоже изображают с крыльями, хотя все знают, что крыльев у него не было. Это только символ.
Жезлы в их руках - знак власти. Это остатки римских традиций.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/35/35ac23c0bc078d26ba0039741ea328aa.jpg
Сфера в руках - один из самых непонятных объектов иконографии. Дело в том, что традиция ее изображать появилась давно, а смысл как-то утеряли. Просто копировали из поколения в поколение. В сфере или инициалы Христа, или какая-то еще надпись. Сейчас некоторые начинают фантазировать, что это планеты, или что это "вход в иной мир"...
Но самое простое объяснение - эта сфера, аналог императорской державы. Знак царской власти. А вот откуда появилась держава у императоров, это иконописцев не интересовало.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/53/536609cb01ecbc936cbc4879a07ac561.jpg

Волосы ангелов изображаются собранными ленточкой. А концы этой ленты как бы развеваются на ветру. Эти развевающиеся ленты над ушами называются "тороки". Они означают, что ангел чутко слышит волю Божию.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/95/95f304744ceae341940342cffdcb21e3.jpg

Тороки иногда помогают определить, что это за изображение в случае сильной порчи краски и потери надписи. Если есть тороки, значит изображен ангел
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/9b/9b70bae8566705ab3fc851bd33dca61f.jpg
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/b6/b6f282236158e42d25ba94a802123510.jpg

Икона архангела Михаила, кисти Андрея Рублева
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/84/84314a5e75d8a136a397413272ffbac0.jpg

Фигуры ангелов часто изображаются нарочно непропорциональными - утонченными. Не грузными-телесными, а тонкими и парящими.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/3d/3df959835d420f5ee326f79a5dc1edd1.jpg
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/05/28/27/274f9e712e7afb2160f266ae44ab7db9.jpg

Неактивен

 

#9 2011-07-16 00:29:08

brat_chik
Бывалый
Откуда: Курчатов
Зарегистрирован: 2011-01-09
Сообщений: 3314
Рейтинг :   306 | 0
Профиль

Re: Икона - 2: канон, пространство, время...

Все хочится закончить, ноникак руки не доходят.  ad

(пуктуация авторская)
((жарко))

...............
осталось немного

Отредактировано brat_chik (2011-07-16 19:17:12)

Неактивен

 

#10 2011-07-16 20:01:51

brat_chik
Бывалый
Откуда: Курчатов
Зарегистрирован: 2011-01-09
Сообщений: 3314
Рейтинг :   306 | 0
Профиль

Re: Икона - 2: канон, пространство, время...

Икон Богоматери огромное количество и описывать все будет слишком долго. Есть несколько типов икон. "Оранта" - так называют все иконы, где она изображена с поднятыми в молитве руками. Собственно "оранта" в переводе с греческого значит "поднявшая руки". Тип "Умиление - это все иконы где лик Богоматери касается лика Младенца. И т. д.  Однако, вся эта типология условна и особого значения не имеет.

Я бы поделил иконы Богоматери на три основные категории. Это иконы, изображающие какое-то событие: Например Покров, Введение во храм, Нечаянная радость и проч.

Это иконы, нагруженные какой-то особой символикой: Неопалимая купина, Знамение, Державная и проч.

И это просто иконы. Просто изображения Богоматери ставшие известными, которые потом стали копировать. Обычно такие иконы называются по месту, где икона прославилась: Иверская, Казанская, Владимирская, Курская...

В церкви очень популярны брошюрки со списками какой иконе от какой болезни молиться. И хотя "сверху" поток такой "литературы" пытаются остановить, в сознании многих все равно прочно сидит, что это что-то вроде заклинаний. Помолился Казанской - глаза выздоровели. (А если перед другой иконой - то не сработает).

Так в народе даже и говорят часто "Богородица Казанская", "Богородица Владимирская"  и иногда кажется что это уже разные Богородицы....

...
...
Итак общего для всех почти икон Богоматери мало. Очень часто цвета ее одежды - это вишневый мофорий и голубая туника. На одеждах три золотых звезды - это символ непорочности. Звезды изображаются на плечах и голове.

Это фрагмент Владимирской иконы
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/07/16/7f/7f641f40454695945d51bf9cdaf28a08.jpg



Это икона Оранта. Тот же тип иконы, что и Знамение Курская ( о ней ниже).
Спаситель изображен не сидящим на руках. Он изображен парящим в круге. Это похоже на вставку. Икона в иконе.
Иконы типа Знамение и Оранта изображают Богоматерь молящуюся и получающую известие, что у нее родится Спаситель.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/07/16/a9/a9a40745f16fb2f1a20141e8c662a2c9.jpg



На этой иконе благовещения Спаситель изображен как на иконах Знамения. Он не сидит на руках матери и как бы висит в воздухе. Если учесть что благовещение это только пророчество о том, что Мария родит Спасителя, то образ самого Богомладенца надо понимать как "картинку из будущего".
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/07/16/53/53629b94e8e53f7d92094cbca930f3d0.jpg



Вот собственно, Курская коренная икона. Коренной она названа, потому что ее нашли в лесу у корней дерева. С Коренной иконы было сделано несколько копий, которые тоже стали почитаться. Сама Коренная икона была вывезена за границу во время революции. И является главной святыней русской зарубежной церкви. Та икона, что хранится в Курске - список начала 20 в.
подробнее можно посмотреть  http://www.pravmir.ru/kurskaya-korennay … c240522014

Вокруг Богоматери с Младенцем изображены те пророки, которые говорили о пришествии Спасителя.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/07/16/5c/5c17f19999b0c08718ad62eec44e1cd8.jpg

Неактивен

 

#11 2011-10-09 13:20:58

brat_chik
Бывалый
Откуда: Курчатов
Зарегистрирован: 2011-01-09
Сообщений: 3314
Рейтинг :   306 | 0
Профиль

Re: Икона - 2: канон, пространство, время...

Все лень закончить...
au
Но вкратце...


Особенности икон Спасителя.
Обычно на одежде Христа можно увидеть такую вот ленту-нашивку на плече. Она называется "клав". В Византии это была деталь одежды членов императорской фамилии. На иконе - это символ царского достоинства Христа.
В нимбе Христа прорисован крест, в память о Его крестной смерти. На сторонах этого креста можно увидеть буквы "о", "w"(греческая омега) и  "н". О круглое это артикль и читается как среднее между "о" и "го". "wn" (Читается как "он") это форма глагола "быть". "о wн" переводятся как "сущий".


http://ib3.keep4u.ru/b/2011/10/09/6d/6dda223db7bd61f2cc23efb4257087f4.jpg
http://ib2.keep4u.ru/b/2011/10/09/b6/b6291aeb8526a2d29b32766662763fe6.jpg
В руках Иисуса обычно изображается евангелие с каким либо Его изречением.
http://ib2.keep4u.ru/b/2011/10/09/b5/b5c9fe996ba60504e2879cf3730da671.jpg
Благословляющая рука... Некоторые спрашивают что за странную фигуру делают рукой священники, когда благословляют что-либо или кого-либо.
Пальцы складываются таким образом, чтобы быть похожими на первые буквы имени Спасителя "Иисус Христос" - "Iс Хс"

http://ib2.keep4u.ru/b/2011/10/09/e1/e128e7407cbf48dd7c8858b68cc9d64c.jpg
На некоторых иконах Иисус изображается непропорционально большим. Этот прием используется для подчеркивания иерархии между изображенными. Он очень часто встречается в древних изображениях самых разных народов. Например в Египте или в Вавилоне.
http://ib3.keep4u.ru/b/2011/10/09/8f/8f4fa8b628a5e1d9d4b6c21e9b53c13b.jpg
http://ib2.keep4u.ru/b/2011/10/09/e6/e6cf130445922523c19d5d90a3262549.jpg

Неактивен

 

#12 2011-10-09 13:36:29

brat_chik
Бывалый
Откуда: Курчатов
Зарегистрирован: 2011-01-09
Сообщений: 3314
Рейтинг :   306 | 0
Профиль

Re: Икона - 2: канон, пространство, время...

Вот еще интересный элемент многих икон. "Мандорла"
На тех иконах, где изображена особая слава Божия Христос окружен не светом (как можно было бы ожидать от художника). Вокруг Христа изображается круг (или овал) темный. Темно синий или вообще черный. Причем этот круг темнеет ближе к центру. Что это такое?
Есть такие объяснения. Попробуйте посмотреть на солнце невооруженным глазом. От солнечного света темнеет в глазах. Темнеет в глазах и от сварки ab. На иконах темным кругом изображается столь яркий свет от которого слепнешь.



http://ib2.keep4u.ru/b/2011/10/09/2f/2fe0b52cfd72df5779feb1ac69728b55.jpg
http://ib3.keep4u.ru/b/2011/10/09/3a/3ab74cf8f476924f34d28035006600b1.jpg
http://ib3.keep4u.ru/b/2011/10/09/54/54d6a8cc710eca8ad3546275c0fda7c5.jpg
http://ib3.keep4u.ru/b/2011/10/09/87/87e6ef9a7e4596fa8a090c2ee9125a4e.jpg
http://ib3.keep4u.ru/b/2011/10/09/96/9623af283f8f6ce69190f60b7c42a28a.jpg
Есть и т. с. "акустическое" объяснение. Есть в православии целое направление богословов, которые рассуждая о Боге приходили к выводу, что каждое человеческое слово, применительно к Богу недостаточно для описания Его свойств. Следовательно даже самые лучшие слова искажают Его суть... лгут. Эти отцы оставляли богословие и становились исихастами. "Исихазм" - молчание. Это даже не молитва - это предстояние перед Богом в восторге и трепете. Эта тишина исихазма, когда немеет язык - передается с помощью этой тьмы. В Богопознании, чем ближе мы подходим к Богу, тем меньше можем что-либо выразить на человеческом языке.
http://ib3.keep4u.ru/b/2011/10/09/ad/ad50c7ae7087083e6b63a664823baa2f.jpg
http://ib3.keep4u.ru/b/2011/10/09/c0/c0523781fa3b6ebd304c862914f2af44.jpg
http://ib2.keep4u.ru/b/2011/10/09/ea/eab0f36db558084f08289f163b9f0b99.jpg
http://ib3.keep4u.ru/b/2011/10/09/f5/f531343eee43bc51b4e916ffe4aa8d4e.jpg

Неактивен

 

#13 2011-12-08 23:27:35

brat_chik
Бывалый
Откуда: Курчатов
Зарегистрирован: 2011-01-09
Сообщений: 3314
Рейтинг :   306 | 0
Профиль

Re: Икона - 2: канон, пространство, время...

Наконец закончу.

Хотелось еще несколько вещей разобрать.
Очень интересная тема - жесты.

Отдельная песня - икона Троицы. История этих икон - это история человека выразить невыразимое. Тут можно встретить все что угодно, вплоть до таких вот изображений.

http://ib3.keep4u.ru/b/2011/12/04/43/43529a2d9294206775cccb5445012445.jpg

Еще интереная тема - это псевдоиконы. Изображения сдлеланные всякими законченными маргиналами  - но изображения в иконной стилистике. Это иконы Ивана Грозного, Распутина Петра Первого, Ленина, Сталина, и даже Гитлера.
И даже Путина (есть и такие приболевшие)  af
http://ib3.keep4u.ru/b/2011/12/04/c7/c72b248fda11b2e0d37a59a4921937fa.jpg


Но пока мне что-то лень. Может позже.

Пока я хотел показать вот что: из того, что я показывал про иконы, могло сложиться впечатление, что икона - это какая-то тайная шифровка. Текст.
Это так, но кроме знаков и символов в иконе, как в любом искусстве, есть еще что-то, что трудно описать словами.
Я уже писал, что центр иконы - это лик. Он всегда прорисован тщательнее всего остального.
А это означает, что иконописец самое главное вкладывал не в жесты и цвета одежды, а именно в лики.

На ликах почти нет эмоций, по крайней мере - сильных эмоций.
Мне кажется - основное, что передают лики - это ощущение мира.
Смотрим.


http://ib2.keep4u.ru/b/2011/12/04/4a/4a02949f92d0cb6d5653d763684af72c.jpg

http://ib3.keep4u.ru/b/2011/12/05/5f/5f4c8c744de759c8690d45ec160eccbe.jpg

http://ib3.keep4u.ru/b/2011/12/05/07/07b760ad1db4e0f799cae39904a6b6b5.jpg

http://ib2.keep4u.ru/b/2011/12/05/20/20ef65f6f20ddf3c9a8169500e59ecc9.jpg

http://ib3.keep4u.ru/b/2011/12/05/24/24ce409f21de6f4c122f26f5abd336e5.jpg

http://ib3.keep4u.ru/b/2011/12/04/80/80a44653af474ea58ea0aaaa0d17957e.jpg

http://ib3.keep4u.ru/b/2011/12/05/80/80bfbba3b770a6871f680da70eea98a4.jpg

http://ib2.keep4u.ru/b/2011/12/05/9d/9ddf066e343a07e30cc30f992eda12eb.jpg

http://ib2.keep4u.ru/b/2011/12/05/a0/a0348300230e0ee0087a16f23b2600d4.jpg

http://ib2.keep4u.ru/b/2011/12/04/aa/aa1919c75f079477c0ec62026b0f857b.jpg

http://ib3.keep4u.ru/b/2011/12/04/c8/c822d4f22c71ba3c681fa908a738159d.jpg

http://ib2.keep4u.ru/b/2011/12/05/c9/c916930f36c94233be0a3a885fb95013.jpg

http://ib3.keep4u.ru/b/2011/12/05/d5/d527790e7f38cdae49835937909c614a.jpg

http://ib2.keep4u.ru/b/2011/12/05/ea/ea60da6533229a0ab8239b9046d585ea.jpg

http://ib3.keep4u.ru/b/2011/12/05/f1/f1bf5c54edbdc747245bdb14060f227f.jpg

http://ib2.keep4u.ru/b/2011/12/09/53/53e394f0e57bcd9259f7e1db4a8d69a4.jpg

http://ib2.keep4u.ru/b/2011/12/05/5f/5fee0ae4bdf0ebf2a81f833b8e9c5890.jpg

http://ib3.keep4u.ru/b/2011/12/09/b9/b96ed928ab6fd5c3f46733d85d1ce1e8.jpg

http://s012.radikal.ru/i320/1112/96/e10d5884296d.jpg

http://s017.radikal.ru/i419/1112/84/ffbbc377075c.jpg

http://s017.radikal.ru/i442/1112/f9/4c298733b62f.jpg

http://s017.radikal.ru/i411/1112/42/be2a7b7d8769.jpg

http://s57.radikal.ru/i156/1112/50/418b3e793c5b.jpg

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 PunBB
Modified by PunBB.ru

[ Generated in 0.027 seconds, 7 queries executed ]

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru